Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
муниципальная бюджетная средняя общеобразовательная школа №31 г. Орла
OBR57.ru

Функциональная грамотность

Формирование функциональной грамотности

 

  Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе, и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
    Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
    Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
    Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Приказ Департамента образования Орловской области от 28/12/2022 года № 1969 «Об утверждении регионального плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся ОО Орловской области в 2023 году».

Приказ Управления образования, спорта и физической культуры от 16.01.2023 года № 5-д «Об утверждении муниципального плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Орла в 2023 год».

Приказ "Об утверждении  плана - графика МБОУ-СОШ №31 г. Орла по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2023 году".

План - график МБОУ-СОШ №31 г. Орла по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2023 году.

Электронный банк заданий по финансовой грамотности 

Приказ "Об утверждении  плана - графика МБОУ-СОШ №31 г. Орла по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2024 году".

План - график МБОУ-СОШ №31 г. Орла по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2024 году.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.